В
сутолоке ярмарочных увеселений 17-18 столетий среди канатоходцев,
прыгунов, жонглеров, паклеглотателей и марионеток, среди атлетов,
борцов, музеев восковых фигур и кабинетов китайских теней, между
обезьянами, танцевавшими на канате, и попугаями, игравшими в карты,
затерялись ученые и дрессированные лошади с их поводырями -
дрессировщиками и конными акробатами. Но именно им суждено было сыграть
немаловажную роль в развитии цирка-амфитеатра.
Обратимся к
ярмарочным площадям на парижских ярмарках Сен-Лоран и Сен-Жермен. Первое
конное зрелище относится к 1749 году, когда на этих ярмарках показывали
"скакуна-эквилибриста", танцевавшего под звуки скрипки.
Если в 16-17
столетиях конные зрелища представляли большую редкость, то со второй
половины 18 века, в период развития конноведения, один за другим
появляются конные искусники, "кунстберейтора". Это движение возглавили
Прайс и Джонсон, с начала 60 годов начавшие устраивать конные
представления в Лондоне, Яков Бейтс выступает в 1775 году в Петербурге, а
затем в Париже, Филипп Астлей в 1772 году открывает
конно-акробатические представления в Лондоне, в дальнейшем выезжая на
гастроли в Париж.
Филипп Астлей по
профессии токарь, был призван в армию во время семилетней войны и
сражался в кавалерийском полку, а выйдя из полка основал в 1772 году в
Лондоне "Школу верховой езды", имеющей полное основание считаться первым
стационарным цирком Европы.
Первоначально
Астлей давал уроки выездки, а год спустя стал устраивать в своей "Школе"
конные представления. В 1782 году "Школа" была преобразована в крытый
стационарный цирк, названный "Астлеевским амфитеатром". В том же году
Астлей построил филиал своего лондонского манежа в Париже. Выстроенный в
предместье Тампль и открытый 7 июля 1782 года парижский манеж Астлея
официально именовался "Английский амфитеатр предместья Тампль" или
"Английский амфитеатр".
В первичные
программы амфитеатра были включены канатоходцы и канатные плясуны,
различные (на потребу демократического зрителя) "физические уродства"
вроде карликов, великанов, силачи и атлеты, мелкие дрессированные
животные - обезьяны. собаки и свиньи. Наездничество же представляло
собой военно-спортивный характер, включающее многоликие формы батальной
конной акробатики.
Конная акробатика
стала стремиться к образными формам пластики, мимики и танца. В качестве
показателя вершин "Английского амфитеатра" приведем афишу одного из
спектаклей 1786 года, представлявшую собой уже сформировавшуюся цирковую
программу - первое отделение - выезд всадников, танцевавших менуэт на
двенадцати лошадях, затем наездница, прыгавшая через ленты, сам Астлей
выводил дрессированную лошадь и первое отделение заканчивалось танцем
обезьяны на канате. В перерыве Саундерс, "канатный плясун королевского
лондонского театра" наездник, дрессировщик и комик показывал
дрессированных собак. Во втором отделении шли конно-мимические и
конно-трансформационные номера "Превращение пейзана" с переодеваниями. В
заключении шла пантомима "Английские портомои, или триумф Арлекина".
Астлей уже вплотную приблизился к монтажу трюков, подошел к понятию -
цирковой номер. Другим замечательным нововведением Астлея было включение
пантомим, заимствованные из репертуара итальянских ярмарочных актеров. а
затем и конные героико-батальные. Наиболее характерные - "Смерть
капитана Кука" и "Сражение и смерть генерала Мальборуга".
"Английский
амфитеатр предместья Тампль" просуществовал более десяти лет, когда
революционные события 1793 года заставили Астлея. английского
подданного, покинуть Париж и на арене покинутого амфитеатра появился
Антонио Франкони. |