Художественный уровень цирковых программ в значительной
степени зависел от того, как жили артисты.
Обучение цирковому делу обычно начиналось с четырех
пятилетнего возраста. Семи восьмилетние артисты нередко выступали на
аренах. Как правило, дети шли по дороге отцов и матерей. Но, кроме того,
в цирках воспитывались приемыши, взятые из самых неимущих семей. В
рассказе русского историка Ивана Забелина "Наездница" приводится
типичный эпизод: отец-пьяница бьет мать-прачку и, наконец, совсем уходит
из дому. Не зная, как прокормить дочь, мать приводит ее к директору
цирка - "Я хочу просить вас взять мою дочь на воспитание и в обучение
вашему делу, мне сказали, что вы берете...
Берем, но вы должны знать... Вам надо подписать
бумагу, в которой будет сказано, что вы отдаете дочь на десять лет и
раньше этого времени взять не можете; это делается для того, чтобы она
после обучения могла отработать то, что стоит воспитание и содержание
ее". Таким образом, ребенок становится полной собственностью хозяина, а
что это такое? ежедневные изнурительные репетиции, ежедневные
выступления, часто в нескольких номерах и пантомиме, работа конюха,
расклейщика афиш, прислуги в семье хозяина. И все это - не получая ни
одной копейки, только за скудную еду. Постоянно переезжая из города в
город, дети почти не посещали школы, поэтому среди артистов было так
много неграмотных.
Побои при обучении считались обязательной мерой
воспитания. Замечательное и правдивое описание о том, как учили в цирке,
оставил талантливый писатель Дмитрий Васильевич Григорович в знаменитой
повести "Гуттаперчевый мальчик", написанном в 1883 году. Петя лишился
матери, когда ему было 5 лет. Прачка Варвара отдала его акробату
Беккеру. "Ну, мальчик, - сказал он, грозя указательным пальцем перед
носом Пети, - когда ты хочешь там, - указал на дверь, то будет тут!.. -
Он указал несколько ниже спины. - И сильно, сильно!". Беккер требовал,
чтобы воспитанник, перескочив на другую сторону стула, приходил бы не на
ноги, а на руки, последнее редко удавалось - Петя летел кувырком, падая
на лицо или на голову, рискуя свернуть себе шею. "Неудачи или ушибы
составляли, впрочем, половину горя; другая половина, более весомая,
заключалась в тузах, которыми всякий раз наделял его Беккер".
И, как бы подводя итоги, писатель замечал: "Несмотря
на легкость и гибкость, Петя был не столько гуттаперчевым, сколько
несчастным мальчиком". Правдивость повести Григоровича подтверждается
фактами из действительной жизни. Известный клоун Лавров-Селяхин обучался
у канатоходца Канио. Обучение было самое простое - за удачно
выполненное упражнение мальчик получал три копейки, если упражнение ему
не удавалось, то он получал пять палок. И, когда били, плакать
запрещалось. Извстие о смерти Канио ученики приняли с радостью и только
боялись, что он притворился, встанет и изобьет пуще прежнего.
Обычно, когда юноше исполнялось 15-16 лет, учение
считалось оконченным, били меньше, но работы прибавлялось - ежедневное
участие в трех-четырех номерах и пантомиме, репетиции, содержание в
порядке реквизита, работа униформистом, постройка цирка по приезду на
новое место.
Жалованье платили неаккуратно: были сборы - директор
платил, не было сборов - не было и зарплаты. Артисты часто голодали,
были вынуждены выступать на улицах.
Цирковые здания напоминали грубо и наскоро
сколоченные сараи, лишенные элементарных удобств. Летом в них задыхались
от жары, а зимой замерзали. Знаменитый клоун В.Е.Лазаренко рассказывал,
что когда он мальчиком в январе упал с трапеции, то первой мыслью его
после того, как он пришел в чувство, была такая: "Теперь я избавлен от
необходимости каждый раз браться за холодные тросы и сдирать кожу с
рук". Аппаратура, подготовка артистов - на авось. Мер предосторожности
зачастую не принимали, подчеркивая опасность. Отсюда известно множество
несчастных случаев, вплоть до смертельных исходов. Если артист
становился инвалидом, или приходила старость - наступала катастрофа.
Хозяину цирка принадлежало все и если артист уходил, он оставался нищим.
Конечно, артисты пытались бороться за свои права, но
это имело анархичный характер. Так, не получая зарплаты, гимнаст мог
забраться на трапецию и заявить, что бросится головой вниз, если тут же,
при публике, ему не вынесут заработанных денег. К концу 19 века в
России возникает большое количество агентств, устраивающих за проценты
ангажементы артистам. При этих агентствах создаются профессиональные
ячейки в виде касс взаимопомощи.
Впервые вопрос о создании профессионального союза
артистов цирка и эстрады встал под влиянием революционных событий 1905
года. |