Большое значение в становлении циркового искусства в
России после первой мировой войны и революции имели артистические
объединения, возникшие в Москве в годы войны.
РОАВЭЦ
Российское общество артистов варьете, эстрады и
цирка, зародившееся в начале войны 1914 года с целью оказания помощи
раненым, но затем приняло характер профессионального объединения.
Большинство членов общества составляли артисты эстрады и варьете и
цирковые артисты не получили самостоятельного положения. В результате
разнообразных конфликтов политических - зритель для варьете это зритель
шантанов, финансовых - доход для варьете - это обслуживание посетителей
варьете и кабаре - отсюда их пассивность в узаконивании оплаты труда и
пр. Группа артистов цирка вышла из состава общества и в мае 1917 года
учредила самостоятельное профессиональное объединение.
САЦ
Союз артистов цирка. Его требования ограничение
штрафной системы, оплаты труда артистов в утренних представлениях,
освобождения артистов от обязанности стоять в униформе, запрета
антрепренерам выдавать артистам вексельные расписки вместо жалования и
т.п. В случае невыполнения требований - забастовки.
К осени 1918 года целый ряд антреприз
перестало существовать.
Возникли первые цирковые коллективы.
Таким образом, в первые годы революции артисты цирка
активно выступили на завоевание своих прав и нового общественного
места. Союз артистов цирка ставил перед собой также творческие задачи.
Они были подняты в...
ДЦ
В доме цирка, возникшего в Москве весной 1918 года,
при котором открылась Художественная студия, где проходили доклады и
диспуты о цирковом искусстве и путях его обновления (подготовка молодых
артистов и пр.
21 января 1919 года Дом цирка анонсировал доклад
Народного Комиссара просвещения А.В.Луначарского "Народный цирк и пути
его развития".
Реформа цирка, критика репертуара московских цирков
Саламонского и Никитиных.
Пять элемента цирка, по мнению Луначарского:
- демонстрация физической силы и ловкости - атлетика, акробатика,
эквилибр. Цирк - школа смелости.
- тот род комического, который переходит в фарс, шарж, буффонаду.
- клоунада представляет собой одну из вершин комического.
- дрессировка животных - познавательная ценность.
- пантомима - веселое действо без слов.
СЦ
Несколько дней спустя в конце января 1919 года при
Театральном отделе Наркомпроса была учреждена секция цирка, который было
поручено провести национализацию московских цирков и разработать план
реформы их репертуара. Многие писатели, художники и режиссеры,
заинтересовались цирком поэт - Демьян Бедный, художник - Эрдман,
скульптор - Коненков, балетмейстер - Голейзовский, режиссер - Форрегер.
Декрет
26 августа 1919 года был опубликован декрет Совета
Народных Комиссаров о национализации театров и зрелищ за подписью
В.И.Ленина. Ввиду их культурной ценности - они объявляются национальным
имуществом.
Накануне опубликования декрета были
национализированы оба московских цирка - цирк Саламонского на Цветном
бульваре и цирк Никитиных на Садово-Триумфальной. Они были переименованы
в Первый и Второй Московские государственные цирки и открыты в конце
октября 1919 года. С этого момента начинается история советского цирка. |