Валентин Гнеушев: «Я очень боюсь быть
пошлым»
Знаменитый
цирковой режиссер возвращается в профессию
Режиссер взял десятилетнюю
паузу,
чтобы не постареть
|
В
Росгосцирк после долгой творческой
паузы вернулся Валентин Гнеушев, знаменитый цирковой
режиссер и
театральный хореограф. Одной из первых его работ стала
программа
«Весенняя рапсодия», в эти дни идущая в Самарском цирке. В
программе
— единственный в мире аттракцион с дрессированными ежами,
бобры,
много клоунов... Впрочем, здесь режиссер просто помог
собрать программу,
а воплощение грандиозных планов еще впереди, объяснял он
корреспонденту
«ВК», рассказывая о своей концепции «эко-цирка». В
Росгосцирке
Гнеушев как раз занимает должность главрежа в одноименном
подразделении. Привлекательная
банальность
- Самый интригующий факт вашей биографии —
исчезновение на долгое
время из цирка.
- Да, десять лет я не упражнялся в этом жанре. Теперь меня
пригласил
новый генеральный директор Александр Дмитриевич Калмыков. А
Василий Браташ
позвал в ваш славный город.
Я сейчас стал по-новому смотреть на нашу страну. Был недавно
во Владивостоке, поглядел программу там, потом поеду в Петербург,
позже
- в Астрахань. Хочу сделать вот такую «инспекционную» поездку по
стране
— посмотреть, что осталось от цирков за эти 15 лет. Десять лет я
не работал
вообще, а до того сотрудничал с Юрием Владимировичем Никулиным.
Это была
столичная «развратная» жизнь — развратная в смысле достатка,
аншлагов,
внимания властей...
А здесь немножко другой уклад. Все скромнее. Но меня сейчас
интересует
именно децентрализация культуры. Чтобы не все тащить в Москву и
на экспорт,
а больше давать людям. Нельзя же все слушать и смотреть из
Интернета.
Только в зале происходит неповторимый взаимообмен энергией.
Цирк — это фантастическая реальность. В ней есть такая
привлекательная
банальность. Многие люди кичатся тем, что они выше цирка. А я бы
сказал
вслед за Оскаром Уайльдом: «Простыня» (то есть простое) — «это
последнее
пристанище сложной натуры». Вы видите зверей, видите живых людей,
которые
рискуют для вас своей жизнью. В цирке много безвкусия? Как сказал
Пабло
Неруда, человек, который боится безвкусицы, обретает душевный
холод. Этих
рафинированных людей с холодными глазами, холодными мозгами,
холодными
сердцами сегодня все больше. В своих детях и внуках мы теряем ту
теплоту,
которая была, когда мы жили скромнее.
Сейчас я продумываю концепцию «экологического цирка»,
который будет в себе нести «моралите» за чистоту. Чистоту жанра,
чистоту
звука,
чистоту света, воды.
- «Экологического» не в смысле связи с
природой?
- Именно в связи. Я планирую, например, аттракцион «Дерсу
Узала».
Специально, когда был во Владивостоке, узнавал про Арсеньева.
Оказывается, автор романа об уссурийской тайге был никаким не
ученым,
а офицером царской
армии, разведчиком, который проверял Дальний Восток после
Русско-японской
войны. И постепенно познакомился с малыми народностями.
Меня сейчас очень интересует сохранение разных
этнографических
групп, их философия. Бурятия, Байкал... Это, конечно, звучит
несколько литературно...
- Да, я пытаюсь представить, что может
быть в аттракционе «Дерсу Узала»?
- Это работа с тигром. Не избиение зверя, а сговор с
ним, любование.
Или можно поставить номер по «Утру в сосновом лесу» Шишкина.
Человек будет играть с медведями, а не бить их, не заставлять
стоять на коленях...
Хочется убрать коммерческий блеск попсы. Я, конечно,
выбрал нелегкий путь, но никогда легкими не ходил.
- Самарская программа
уже соответствует вашей концепции «эко-цирка»?
- Нет, я приехал просто познакомиться с состоянием
цирка и посмотреть на людей. Но в то же время это
возвращение
в профессиональный цех. «Эко-цирк»
пока в ближайших планах.
«Режиссеру нужен дар убеждения»
- А что касается десяти лет моего отсутствия
— банально сказать «много думал». Я взял паузу, потому что
очень боялся постареть и превратиться в ремесленника. Но я не
то чтобы ничего не
делал, я работал в опере, ставил
спектакли с Гергиевым в Нью-Йорке, читал мастер-классы
в вузах.
- Да, вы известны как постановщик
пластики.
- Я - неудобно этим бряцать - знаком с Хорхе Донном,
Барышниковым, Нуриевым. Но занимаюсь скорее
сценическим
присутствием, тем, что называется body language,
язык тела. Работал
с Аллой
Демидовой, Иннокентием Смоктуновским,
Маргаритой Тереховой. С Виктюком сделал около 20
спектаклей.
- Какое образование нужно режиссеру
цирка?
- Это очень сложная режиссура - слишком много составляющих
в цирковом представлении. До ГИТИСа я учился в
цирковом училище, совал нос
во все и очень любил учиться у стариков.
Замечательно
сказал Станиславский: режиссер должен очень много
знать. Потом, нужно обладать даром убеждения.
Допустим, я прихожу и говорю: вы красивы. И вы
должны мне
поверить. Режиссер должен убедить людей подвергнуть
себя риску, или анализу, или
всему, что
хотите. Видимо, у меня есть этот дар убеждения.
Уже в училище все учителя говорили: «Он будет режиссером».
- Вы столько работали с Юрием Никулиным —
и довольно
быстро разошлись с его сыном Максимом, ушли из
Цирка на Цветном бульваре.
- Ну, сын-то что, сын-то - не он. Юрий Владимирович
мне доверял, мной гордился.
- Ваши взгляды на цирк
всегда встречали понимание у руководства?
- Никогда. Мне не верили, говорили: да что там
Пикассо, Филонов, Кандинский!
- У нас же цирк — искусство для
детей.
- А я вам скажу то, что говорю всегда и всем.
Я считаю, что цирк и ресторанная «музычка» -
самые
высокие идеологоносители. Потому что только
на празднике человек предельно открыт и
свободен.
А в начальниках, конечно, дубаки сидели, партийные
деятели. Потом тоже завистников хватало. Да
многим тяжело. Вон у Анатолия Васильева просто
театр отобрали.
Но, нужно благодарить бога, со временем приходит
репутация. Люди уже знают, что спорить со мной
бесполезно. Сейчас
генеральным директором в Росгосцирк пришел
Александр Дмитриевич Калмыков, который
в свое время
тоже мне не очень верил, а в 1988-м взял на
работу во Всесоюзную дирекцию, и через 4 года я
уже
ставил на Бродвее.
Сейчас я долго думал, прежде чем согласиться,
но Александр Дмитриевич дал карт-бланш. Почему
нет? Я постараюсь оправдать его доверие. Мы
шли разными путями, но оба пришли к позиции
государственников.
Мы думаем о государстве, о том, как быть
полезными
народу — не партии какой-нибудь,
а народу.
«Ленивые люди не бывают глупыми»
- А как вы относитесь к тому, что
называется «новый цирк», сплаву цирка с театром?
- Да он всегда был, комедия дель арте вся
на этом строится. Сейчас много таких
цирков,
тот же конный театр Бартабаса «Зингаро».
Но все равно его выступление проходит в манеже.
«Цирк дю Солей» — немного другое. Он в
основе своей мне не нравится: режиссеры
там
не занимаются раскрытием
личности, а делают такой коммерческий
проект
средствами
цирка. Слава Полунин, к сожалению, много
лет катает такое же коммерческое
SnowShow. Это очень
симпатичный проект, со здорово найденными
приемами, но это
шоу-бизнес, хотя и грамотно, эффектно
сделанный.
-
Вы видели спектакли швейцарского режиссера Даниэле
Финци Паски?
Его «Донку» в мае
привезут в Самару.
- Да, я видел его цирк «Элуаз». Это такой
перформанс, не совсем цирк. Симпатичное
явление. А что,
вы говорите, он привезет?
- «Донку» по
Чехову.
- Ну это тоже не очень честно, потому
что не имеет к Чехову никакого
отношения.
Честнее, по-моему, давать своим фантазиям
собственное название.
- В России, мне
кажется, подобный сплав цирка и театра развивается
медленно.
- В России вообще все правильно развивается.
Русские люди несколько ленивы, и
это очень хорошо, потому что ленивые люди
не бывают глупыми. Они романтичны,
в них есть ширина,
вот это — раз
мы на Волге
— растягивание
гармонии. Я скажу, мы должны
гордиться
тем, что имеем причастность к этой
территории. Многие это
недооценивают.
Вообще все у нас происходит. Я смотрю
даже эти банальные телевизионные
конкурсы, и вдруг из какой-то
глубинки появляются
мальчики-девочки, которые начинают
что-то искать и находят... Конечно,
они
требуют обработки
более
опытных мастеров, но природа не
дремлет,
люди рождаются.
Я накатался по миру, но зачем где-то
что-то доказывать? Здесь нужно. Как
говорил мой педагог Сергей Андреевич
Каштелян: ты в Москве докажи, а за
рубежом — легче всего. Потому что
мы, россияне, гораздо привередливее
и внимательнее, чем какие-нибудь
японцы
или
французы.
Я
не хочу сказать, что нужно быть
расистом
— но нужно
понимать принадлежность
к своей культуре.
«Я ничего плохого
не делал»
- Вы ставили «Служанок» с первым,
легендарным составом...
- Да, в первой редакции были
Костя Райкин, Сергей Зарубин...
Успех был колоссальный. Но вы имейте
в виду, что танцы
в конце ставила Алла Сигалова,
я работал
над пластикой в драматической
части. Роман Григорьевич
Виктюк — гениальный режиссер.
Все, что
он сделал до «Служанок» -
гениально.
«Уроки музыки», «Ночь
после выпуска», «Утиная
охота»... Со «Служанок»
начался уже не совсем тот Виктюк.
-
Но настоящая его слава началась со «Служанок».
- Понимаете, чтобы стать известным,
нужно быть пошлым.
- Подождите,
но Валентин Гнеушев — тоже известный режиссер?
- Я ничего плохого не делал!
Принципиально. Поэтому даже
на 10 лет ушел в дауншифтинг
от всех. Я очень боюсь быть
пошлым, меня это пугает.
Справка
Гнеушев Валентин
Александрович — род. 20 декабря 1951 г. в Нижнем
Тагиле.
1971-1979 - работал актером театра пластической драмы под
руководством
Г. Мацкявичуса.
1978 - окончил Московское Государственное училище циркового и
эстрадного искусства, отделение клоунады.
1986 - окончил ГИТИС, факультет режиссуры и цирка, где сразу
же начал преподавать.
С 1983-го начинает создавать оригинальные цирковые номера.
1985
- создает номер «Красный Арлекин» и как режиссер по пластике и
хореограф
принимает участие в создании воздушного полета «Журавли». В
1991-м
поставил цирковое шоу «Цирк Валентин», состоявшее только из
его номеров,
которое с успехом шло на Бродвее, в театре Гершвина. В 1995-м
поставил
в Японии цирковое шоу «Музыкальный цирк Фантазия».
В 1994-м пришел в Московский цирк на Цветном бульваре со своей
Творческой экспериментальной мастерской. В 1996-м был назначен
главным
режиссером Московского цирка на Цветном бульваре.
Постановщик более 30 уникальных номеров. Многие из них были
представлены
на Ммждународных фестивалях цирка в Париже и Монте-Карло, где
получали
высокие награды.
В театре сотрудничал с Виктюком, Гинкасом, Штейном, Волчек и
другими режиссерами.
Aвтор: Ксения АИТОВА
Фото: Юлия РУБЦОВА 30
апреля 2010 «Волжская
комунна» |